Разбираем письмо/ответ Мосводоканала (далее МВК) от 01.10.2018 (выложен на ВК - спасибо Евгению).
Нас в этом письме интересует завуалированная «пугалка» МВК с акцентом на КАЧЕСТВО воды и кто за него отвечает.
Итак, возможны ДВА варианта договорных отношений:
1. Как сейчас, когда между МВК и потребителем стоит ООО «УК «Комфорт Сервис» (далее УК). В этой конструкции потребитель (мы) имеем договор с УК, а УК имеет договор с МВК. При этом за качество отвечают:
• МВК за качество воды ДО дома.
• УК – за качество воды ВНУТРИ дома, так как УК по определению обслуживает и отвечает за трубопроводы и запорную арматуру ВНУТРИ дома.
Разграничение балансовой принадлежности между УК и МВК содержится в договоре между ними.
2. Если потребитель (каждый собственника квартиры) заключит прямой договор с МВК.
Что поменяется с точки зрения ответственности за КАЧЕСТВО воды? Ответ: НИЧЕГО.
МВК по прежнему будет отвечать за качество воды ДО дома (и это он включит в наш с ним договор), а за КАЧЕСТВО воды от дома до крана на кухне ПО ПРЕЖНЕМУ будет отвечать УК (согласно п.21 ППРФ №354).
Именно об этом МВК и говорит в своем письме, НО при этом сообщает, что:
А) Все равно УК должна будет заключить с МВК договор (на поставку воды для обслуживания общего имущества дома, которым она (УК) управляет;
Б) потребители, все равно будут обязаны заключить договор с УК – по оплате той самой воды, которую УК будет использовать для обеспечения нужд дома. Речь идет о воде для помывки полов, окон и т.д. и для полива.
ЧТО СЛОЖНОГО во 2-м варианте (прямые договоры в МВК?
• Как УК будет замерять количество потребленной холодной воды на те самые общие нужды всего дома? Понятно, что эту воду возможно взять только в подвале, где УК должна будет поставить ОТДЕЛЬНЫЙ счетчик на такую воду.
• Как собственники квартир будут контролировать - СКОЛЬКО воды каждый месяц УК использовала на общедомовые нужды (видимо раз в месяц Председатель Совет дома и представитель УК должны будут снимать и фиксировать актом показания этого счетчика.
Понятно, что расход такой воды в месяц на общедомовые нужды будет не большим (самый простой расчет с запасом: 2 ведра по 9 л на каждую помывку подъезда 20 раз в месяц – получится 360л в месяц на подъезд или 36 литров на квартиру). Это копейки. Больший объем вряд ли УК сможет обосновать.
Это не тот объем, ради которого как УК, так и МВК будут упираться, настаивая на заключении договора.
А вот вопрос КАЧЕСТВА воды и ответственности за него – тема более серьезная.
Как было указано выше, и что справедливо отметил в своем ответе МВК, как в 1-м, так и во втором варианте – вопрос с ответственностью за качество воды – НИЧЕГО не меняется:
• За качество ДО дома отвечает МВК
• За качество ВНУТРИ дома (до крана собственника) отвечает УК.
Для конкретной жизни это означает:
1. Законодательство четко определяет, что тот, кто отвечает за качество (воды) – тот и обеспечивает КОНТРОЛЬ качества (воды). То есть УК ОБЯЗАНА (и сейчас) периодически или по жалобе проводить лабораторный анализ воды с целью контроля ее качества.
2. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 надзорным органом в том числе и санитарно-эпидемиологического контроля определена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (или сокращенно Роспотребнадзор), в который потребитель (и/или УК) и должны будут обратиться за заключением о соответствии состава питьевой воды установленным нормам (СанПин 2.1.4.1074-01.2.1.4.).
3. В виду того, что имеется ДВА ответственных за качество воды (МВК и УК), то необходимо сделать ДВА анализа воды: на входе в дом и из под крана какой то квартиры.
Сопоставление результатов этих 2-х анализов и покажет: в чьей (МВК или УК) зоне ответственности произошло отклонение от установленных стандартов качества.
ВЫВОД:
1. Переход на прямые договора с МВК решает вопрос прямой оплаты в адрес МВК (без посредника в виде УК). Деньги СРАЗУ доходят до того, кому адресованы.
2. Тема КАЧЕСТВА воды в обоих вариантах решается одинаково.
3. Тема сложности НОВЫХ договорных отношений (при переходе на прямые договора) – больше бумажная, чем денежная.
Отдельно и ОБЯЗАТЕЛЬНО об ответственности в теме качества питьевой воды и местных органов власти
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" устанавливает:
Статья 23. Обеспечение качества питьевой воды
10. Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.
11. В случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет").
ВЫВОД:
Это говорит о том, что администрация поселения ТОЖЕ должна проводить СВОЙ (как минимум раз в год) контроль качества холодной воды (анализ) и доводить до жителей поселения не только его РЕЗУЛЬТАТЫ, но и о планах (и их исполнении) по соответствию воды установленным нормам.